Компания “Юарайт” за время своего существования благодаря жалобам на торги в ФАС отменила тендеров на сумму более 3 миллиардов рублей. Её роль - оказывать услуги для предпринимателей-участников госзаказа. Она помогает подать жалобу на нарушения при проведении торгов, дабы ФАС провела проверку и отменила тендер.
Предоставляя свои услуги в Санкт-Петербурге, компания смогла стать настоящей головной болью для заказчиков: предметом профессионального интереса фирмы становились торги по дорогим строительным работам, поставке питания в школы и детсады, а также дорожные работы.
В документации по таким объемным тендерам допустить ошибку просто – ввиду этого фирма-консультант буквально не давала провести торги, что чревато для заказчика недоосвоением бюджета.
По прогнозам участников рынка госзаказа, до конца года компания
окажет влияние на закупки суммой до 15 млрд рублей: под прицелом весь областной
госзаказ на дорожные работы, а также строительство соцобъектов и поставки
питания.
За свои услуги фирма брала порядка 1,5% от стоимости заказа,
сообщает портал DP.ru.
Госкомпания "Ленавтодор" намерена выйти на депутатов
Заксобрания области, чтобы разработать законодательный запрет на подобные услуги.
У экспертов рынка госзаказа различается позиция по вопросу
деятельности подобных фирм. Идет спор, являются ли подобные фирмы юридическими консультантами или лоббистскими структурами.
Денис Седов, директор “Ленавтодора”: считаю, что цель деятельности этих юристов - вынудить заказчиков обращаться к ним за подготовкой конкурсной документации. "Ленавтодор" их услугами не пользуется и регулярно сталкивается с тем, что УФАС на основании их жалоб отменяет наши закупки по надуманным, на наш взгляд, причинам. В действиях Ленинградского УФАС прослеживаются тенденции на отмену выбора поставщика по итогам закупок исключительно в случаях, если интересы жалобщика представляют Анатолий Бикеев [директор "Юарайта" - прим. ред.], Денис Евдокимов и Максим Коугия, а в комиссии Ленинградского УФАС принимает участие Светлана Громова, главный государственный инспектор. Данные рэкетиры госзаказа позиционируют себя в Ленинградской области как лиц, способных продавить любое решение по размещаемой закупке через Ленинградское УФАС".
Со стороны поставщиков же звучит другое мнение; Максим Кащеев, генеральный директор ООО “Технопром”, полагает, что знающие рынок посредники – меньшее из зол для бизнеса: “хотя мы петербургская компания, работать по госзаказу приходится в основном в других регионах. В Петербурге и Ленобласти получить генподряд очень сложно, а без помощи специалистов–посредников и вовсе невозможно. Когда ты претендуешь на контракт, твой опыт и предлагаемая цена, как ни странно, имеют мало значения. Даже многоопытный подрядчик с оборотом 10 млрд рублей может не пройти предквалификационный отбор: формально — потому что неверно заполнил анкету, фактически — потому что заказчики его тут не ждут”.
Управление антимонопольной службы по Ленобласти же отвергает
возможные обвинения в использовании ведомства для своеобразной “травли” заказчика
со стороны поставщика: "при принятии решений по жалобам мы основываемся
исключительно на положениях закона и принципах права, а не на личностях
представителей, которые обращаются в УФАС с заявлениями и жалобами. Что
касается торгов на детское питание и дороги, то это, видимо, сейчас самые
больные темы для известной группы лиц, которая несогласна с принятыми
решениями. ЗС Ленобласти лучше обратить внимание на то, как областные
чиновники вредят бюджету. Мы нацелены таких лиц дисквалифицировать, и закон нас
к этому обязывает. А вопросы лоббизма нас мало интересуют".
Как изменится экономика госзакупок Ленинградской области с пришествием такого влиятельного участника рынка, покажет время. Изменения быстрыми не будут – объем закупок области составляет порядка 14 млрд рублей в год.