Закупочные
нормы для заказчиков, работающих по федеральному закону № 223 «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», гораздо менее
прозрачные и конкурентные, чем в федеральном законе № 44 «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд», по которому работают государственные и муниципальные
заказчики. Необходимы стандартизация и единые подходы к проведению закупочных
процедур, в том числе с участием государственных компаний и компаний с
государственным участием, заявил на форуме-выставке «Госзаказ» координатор Бюро
расследований ОНФ, депутат Госдумы Антон Гетта.
Он пояснил, что в 223-м федеральном законе ответственность заказчика по выбору не только поставщика, но и модели самих закупок лежит на компании. В результате в прошлом году большая часть закупок по этому закону проводилась у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть неконкурентным способом. В большинстве госкорпораций действуют свои взвешенные закупочные положения, направленные в первую очередь на реализацию крупных энергетических, инфраструктурных и других глобальных проектов. Но здесь есть и почва для «мелких» злоупотреблений дочерними структурами госкомпаний при проведении собственных закупок.
Госдума приняла законопроект, обязывающий работающих по 223-му федеральному закону заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договора и единицы товара, работы, услуги, а также ценовые формулы расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Кроме того, эксперты ОНФ предлагают расширить доступ малого и среднего предпринимательства к государственным закупкам и закупкам государственных компаний, увеличив для него квоту с 15 до 18% к 2024 г.
«Это важные шаги для того, чтобы закупки по 223-ФЗ стали более прозрачными и конкурентными. Однако мало «латать» сам 223-ФЗ, пора перенимать лучшие практики из 44-ФЗ. На уровне Правительства РФ довольно давно идет проработка вопроса об ограничительных мерах при закупках по 223-ФЗ для госкомпаний и компаний с госучастием, наподобие нормирования в 44-ФЗ для чиновников. Например, максимальная стоимость автомобиля для федерального министра составляет 2,5 миллиона рублей. Точно так же должно быть и у топ-менеджмента госкомпаний, не говоря уже о том, что для дочерних структур потолки должны быть еще ниже. Эта мера экономии доказала свою эффективность на уровне закупок госорганов. Пришло время всерьез обратить внимание на госкомпании и компании с госучастием», – подчеркнул Гетта.
Член Центрального штаба ОНФ, вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева на форуме-выставке «Госзаказ» вместе с первым заместителем генерального директора группы «Интерфакс» Владимиром Герасимовым приняла участие в награждении журналистов, победивших в конкурсе журналистских работ по теме закупок.
«Спасибо вам за ваши журналистские материалы. Вы – реальная четвертая власть, потому что помогаете контролировать бюджетные расходы, бороться с коррупцией и откатами. Мы знаем, насколько это непросто, ведь в регионах практически все СМИ имеют контракты с местными властями. Но вы не боитесь расследовать, вскрывать проблемы в закупках. Задача стоит еще шире: не только увидеть проблемы, но и поменять законодательство. Несколько лет назад мы, журналисты и общественники ОНФ, подняли проблему дорогостоящих машин для чиновников и в результате добились ограничения по цене. Говорили о стоимости проектно-сметной документации, и сегодня уже есть закон о типовых проектах. Не бойтесь копать глубже. Давайте по рукам тем, кто хочет заработать на наших с вами налогах. Доводите свои материалы до конца, до конкретных решений», – обратилась Тимофеева к победителям конкурса.