За последние двадцать лет люди в РФ стали потреблять значительно больше. Объемы покупок товаров и услуг выросли более чем в два раза – в теории, это должно было радикально изменить структуру расходов. Но нет. Доля трат на продовольствие упрямо держится на одном и том же уровне – около 30% бюджета домохозяйств.
В условиях длительного роста физического объема потребления домашних хозяйств доля расходов на продовольствие в совокупном потреблении остается на удивление стабильной, что можно назвать парадоксом российского потребления , говорится в исследовании НИУ ВШЭ Барометр экономического поведения домашних хозяйств — второй выпуск 2025 года
В нулевые годы благосостояние росло стремительно – объем покупок увеличился вдвое. Затем последовала стагнация: с 2014 по 2020 год потребление топталось на месте. А с 2021 года, снова начался рост – почти такими же темпами, как десять лет назад. Но если объемы менялись, то структура – нет. В 2004 году на еду уходило 30% бюджета, в 2011-м – столько же (с поправкой на изменение методики подсчета), а к 2022-му – формально 25%, но с учетом методологии разница несущественна. Таким образом, доля расходов на еду фактически не изменилась за 20 лет (30%). При этом реальное потребление на душу населения выросло в 1,96 раза.
Что здесь не так? В теории при росте доходов доля трат на еду должна снижаться (закон Энгеля). В США эта доля составляет 7-12% (2024), в ЕС: 10–15%, в КНР: 20% (с 40% в 2000 г.). Но в России даже обеспеченные тратят на еду почти столько же, сколько 20 лет назад (в относительных показателях).
Такая стабильность доли расходов на продовольствие противоречит как теоретическим представлениям, так и наблюдаемым в других странах закономерностям, заключают авторы исследования,
Объяснений тут может быть несколько, навскидку, выбирайте, какое нравится больше А) Инфляция еды – цены на продовольствие «растут с опережением» (особенно после 2014 года), и доля расходов на еду не снижается. Б) Качество вместо количества – возможно, люди не столько наращивают объемы потребления еды, сколько переходят на более дорогие/качественные продукты. В) Культурная специфика – в РФ «холодильник битком» - это маркер благополучия, и эта установка никуда не делась. Г) Избыточные траты на еду– «общепит» и «полуфабрикаты» (более дорогие) формально считаются «продовольствием», хотя их можно учитывать в статистике как «услуги»
Но, может быть, и нет тут никакого парадокса. Если данные исследователей НИУ ВШЭ верны (а в их достоверности нет оснований сомневаться), то это значит, что роста реального потребления в РФ на самом деле тоже нет. Реальное потребление людей застряло на уровне примерно середины нулевых. Понятно, что есть некоторое количество «сверхбогатых», потребление которых превышает все мыслимые пределы, есть значительная – миллионы – группа «богатых», ну а все остальные – кто на какую ступеньку забрался в «нулевые» на той и перетаптывается – иногда спускаясь на ступеньку вниз, иногда забираясь на ступеньку вверх. Но ступеньки эти скользкие и неустойчивые. И то, что даже при росте доходов базовые траты остаются главной статьей расходов — это признак уязвимости нашего «очень среднего» класса.