Рост базовой ставки по НДС до 22% уже болезненно отразился на самочувствии и поведении российского бизнеса. В национальной подзаконной практике уже возникали похожие ситуации с увеличением налогового бремени для исполнителей контрактов. Их удалось эффективно урегулировать за счет гибкой «амортизации» существенных данных о цене контракта.
Предыдущий скачок налоговой планки с 18 до 20% сопровождался поправкой в Закон о контрактной системе (44-ФЗ), которая позволяла адаптировать существенные условия контракта под актуальную конъюнктуру рынка. В частности, разрешалось изменять цену контракта в пределах двух процентов (при наличии соответствующих бюджетных лимитов). На первый взгляд, 2% – это незначительная сумма, но в некоторых ситуациях «на земле» это критичный зазор, способный влиять на эффективную реализацию полномочий распорядителя бюджетных средств.
В 2025 году повышение НДС вкупе с ключевой ставкой ЦБ произвели шоковый эффект на поставщиков. Однако до сих пор от Правительства не поступало сигналов о подготовке каких-либо смягчающие решений. Запрос на пространство для ценового маневра звучит от профессиональной аудитории достаточно явно, причем не только от поставщиков, но и со стороны уполномоченных органов закупок в субъектах РФ.
Елена Егорова, председатель Комитета по госзаказу Санкт-Петербурга (из выступления на круглом столе «Законодательство о контрактной системе: практика применения и перспективы развития» в Совете Федерации):
– У нас также, как у других представителей субъектов РФ, есть вопросы, связанные с повышением НДС, которые бы мы хотели поднять на уровень регулирования контрактной системы. Эти вопросы будут волновать наших поставщиков – особенно по переходным контрактам, которые мы ранее заключили. В этой связи хотелось бы вспомнить практику 2019 года: когда были внесены изменения в 44 Федеральный закон, то там была предусмотрена возможность увеличивать цену контракта. Минфин выпускал соответствующее разъяснительное письмо, которое помогло нам безболезненно пройти эту ситуацию.
Светлана Журавлева, министр Правительства Московской области по конкурентной политике (из выступления на круглом столе «Законодательство о контрактной системе: практика применения и перспективы развития» в Совете Федерации):
– С 1 января 2026 года от наших заказчиков поступают запросы в связи с повышением НДС. Мы тут видим несколько путей решения. Например, в рамках 44 Закона предусмотреть право симметрично увеличивать цену контракта – такие механизмы есть. За исключением закупок товаров с неопределенным объемом. Возможно требуется либо разъяснительное письмо, либо изменение в этой части.
Один из вариантов, предложенных в ходе дискуссии в Совфеде – изменение цены единицы продукции в пределах 10% по контрактам с неопределенным объемом.
К сожалению, по информации, которую Сетевое издание Цифровые Закупки получает от представителей бизнеса из разных регионов России, уже фиксируется опасная тенденция с так называемым «высушиванием контрактов» – когда под влиянием инфляционных и прочих негативных факторов стагнирующего рынка их дальнейшая реализация становится убыточной для исполнителя (особенно на уровне субподряда).
Больнее всего эта история срикошетила по сфере строительства инфраструктурных и социальных объектов. В лучшем случае сдвигаются вправо сроки, а в худшем – деградируют сметные расчеты. Недоимки банально перекладываются на субподрядчиков вниз по «пищевой» производственной цепочке. До определенного предела этот процесс является безболезненным для генподрядной организации, пока можно банкротить «крепостных» на субподряде. Однако этот предел не бесконечен. Поэтому довольно скоро и часто случается сдвиг сроков сдачи объекта вправо, перекройка смет, либо доходит до срыва контракта. Деградация качества сооружений, мошенническая экономия на заявленном сырье, материалах, комплектующих, и кадровых ресурсах при этом являются общим местом (даже для внешне успешных контрактов).
