Ключевые изменения в правилах КИК (ФЗ от 9 ноября 2020 г. №368-ФЗ). Анастасия Баскова

Ключевые изменения в правилах КИК (ФЗ от 9 ноября 2020 г. №368-ФЗ). Анастасия БасковаКсения, большое спасибо за интересную презентацию про … instrument. Я...

Ключевые изменения в правилах КИК (ФЗ от 9 ноября 2020 г. №368-ФЗ). Анастасия Баскова

16.12.2022


Ключевые изменения в правилах КИК (ФЗ от 9 ноября 2020 г. №368-ФЗ). Анастасия Баскова

Ксения, большое спасибо за интересную презентацию про … instrument. Я хочу добавить здесь: конечно, в виду последних голландских новостей очень хочется, чтобы остались еще соглашения, которые мы будем применять в … instrument. Потому что последние думские обсуждения, был такой там даже спойлер запущен, что будут пересмотрены соглашения со Швейцарией, с Сингапуром, с Гонконгом, т.е. изменений будет много. Действительно, мы живём в постоянно меняющемся мире, и кто, как не мы, налоговые консультанты, должны держать руку на пульсе всех изменений.

Расскажу я. Я Анастасия Баскова, Старший юрист «BGP Litigation». Я работаю в Департаменте международного налогового планирования. Расскажу я про ключевые изменения в правилах КИК согласно изменениям ФЗ-368 от 9 ноября 2020 года: что нового, какие возможности у нас открываются в отношении КИК, уже начиная с прошлого года, которые в этом году мы декларировали, который будет декларировать, соответственно, в следующих периодах.

Первое, о чём я хотела рассказать, это возможность уплаты так званого фиксированного налога с прибыли КИК, хотя на самом деле не налог фиксированный, а мы знаем, что это прибыль фиксированная. По итогу у нас получается этот налог 5 млн, как говорят, который мы можем уплачивать со всех КИК, и при этом не подавать финансовую отчётность, что может быть очень выгодно для некоторых налогоплательщиков. Сейчас я вкратце расскажу, для кого всё-таки может быть выгодна уплата этого фиксированного налога.

Первое, хочется сказать сразу, что эта льгота, эта возможность новой системы налогообложения прибыли КИК, она распространяется только для физических лиц, т.е. для организации такой возможности нет, эту возможность могут выбрать только контролирующие лица, бенефициары и физические лица.

Итак, работает система следующим образом. Мы выбираем переходить на уплату фиксированного налога на прибыль КИК и, например, если мы делаем переход в этом году или в следующем, мы должны применять всю систему не менее 3, если мы переходим в 2020 и 2021 году, и не менее 5 лет. Налогоплательщик должен подать уведомление в налоговый орган о том, что он выбирает уплачивать налог на прибыль КИК по системе фиксированной прибыли, и с тех пор по всем своим компаниям он указывает вмененную фиксированную прибыль 34 млн рублей, уже начиная со следующего года, и уплачивает НДФЛ – по ставке 15% составит примерно 5 млн рублей.

Казалось бы, действительно может быть выгодная история для тех, у кого много компаний, у которых стабильная прибыль ежегодная составляет более, чем 34 млн рублей, и в перспективе 5 лет падения этой доходности, этой прибыли, они не ожидаются, в таком случае действительно можно выбрать такую систему.

Исключение этого периода, когда мы обязаны применять выбранную систему на протяжении 5 лет, уже начиная с 2022 года, составляют те случаи, когда физическое лицо либо теряет контроль над всеми КИК, т.е. или создаётся Траст, или меняется акционер, и в таком случае налог с фиксированной прибыли КИК за эти периоды не уплачивается. Либо если законодатель решит увеличить размер фиксированной прибыли, размер фиксированного налога, соответственно. В таком случае, если будет ухудшение положения законодательства, ухудшения для налогоплательщика, налогоплательщик сможет досрочно отказаться от применения этого режима. Спасибо и на том.

Что важно помнить? Что всё равно мы подаём уведомления ежегодные о КИК, если мы выбираем платить фиксированный налог на прибыль КИК, но уже финансовую отчётность прикладывать не надо. Сам момент о том, что не надо прикладывать финансовую отчётность, он может быть очень преимущественным для некоторых бенефициаров. Однако я здесь хочу отметить, что то, что подавать отчётность и прикладывать ее к уведомлению о КИК теперь не нужно для тех, кто переходит на эту систему, это не значит, что не нужно её готовить. Потому что многие могут обрадоваться, решить, что не надо больше тратить деньги на аудит, на финансовую отчётность.

Но тем не менее если, например, компания становится убыточной и нам потом нужно будет зачесть эти убытки, нам нужно будет подтвердить эти убытки за все те периоды, когда мы отчётность не сдавали, и потом проходить аудит за 5 лет, конечно, будет гораздо сложнее, чем делать его регулярно. Поэтому у меня такая консервативная рекомендация остаётся: даже если вы выбираете платить фиксированный налог в 5 млн, всё-таки отчетность составлять. Да, здорово, что не нужно её теперь будет показывать инспекции, но для себя, для своих файлов и для потенциального какого-то применения в будущем, для того же зачета убытков мы бы рекомендовали эту отчётность хранить.

На следующем слайде я вкратце сравнила, чем отличаются возможность уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК и по сравнению с уплатой по общим правилам. Здесь как раз про плюсы и минусы поговорим.

Итак, по общим правилам мы уплачиваем налог по прибыли каждой КИК отдельно, при выборе фиксированного налога на прибыль КИК мы уплачиваем 5 млн в отношении всех КИК вне зависимости от их количества – 5, 10, 20, неважно. Как я уже говорила, нам не нужно подавать финансовую отчётность, что очень может быть хорошо для некоторых бенефициаров, но тем не менее в обеих системах нам нужно подавать уведомления о КИК. Штрафы остаются прежние за не предоставление уведомления. Прежние в смысле новые – 500 тыс. рублей за неподачу уведомления. Но в случае с фиксированным налогом штрафов за неподачу отчётности не будет.

Теперь последние отличия, я выделила их жирным, в ряде этого новшества, они являются не очень, скажем, удачными для налогоплательщиков, которые выбирают платить фиксированный налог.

Во-первых, мы теряем возможность применения всех льготы и всех освобождений. Если у нас могло применяться освобождение по критерию эффективной ставки или активной компании, то таких освобождений в этом случае ни для одной компании мы применять не можем. Мы должны будем 5 млн платить на протяжении всех 5 лет, на которые мы закомитились по этой системе платить налог.

Нет минимального необлагаемого порога в 10 млн рублей. И даже, например, может сложиться такая ситуация, что компаний контролируемых много и общая прибыль сильно превысила 34 млн, но по каждой компании у нас минимальный порог не был превышен. Даже взять минимальную ситуацию, когда пять компаний, у них у каждой 9 млн прибыли. В ситуации по общим правилам мы бы налог с этих КИК не платили. В ситуации с фиксированным налогом нам по-прежнему 5 млн заплатить придется, потому что, увы, здесь этот минимальный порог уже никто не смотрит. Взялся – ходи, 5 лет 5 млн – сразу 25 нужно зарезервировать, приготовь.

Ещё один минус, что мы не можем зачесть иностранный налог, уплаченный в другой юрисдикции. Даже если, например, раньше этот налог платить не нужно было, а потом, в виду постоянно меняющегося мира, его платить в другой юрисдикции вдруг станет необходимо, зачесть в России мы его опять-таки не сможем и будем вынуждены уплатить и этот налог, и фиксированный налог на прибыль КИК.

И самый важный момент. Те, которые я перечислила, тоже несомненно важные, но то, о чем обязательно следует помнить, что фиксированный налог на прибыль КИК не зачитывается против НДФЛ с дивидендов, которые будут распределены из этой прибыли в дальнейшем. Здесь по сути возникает двойное налогообложение. Если мы сейчас заплатили 5 млн, потом бенефициар решил деньги распределить, прибыль распределить, ещё раз нужно будет 13-15% заплатить уже вдогонку к тем 5 млн. И потенциально это создаёт проблемы двойного налогообложения.

Поэтому мы делаем вывод, для кого подходит эта система. Очевидно, что это компании, кошельки которых не распределяют дивиденды, контролирующие лица которых не используют прибыль от этих компаний для каких-то своих трат. То есть они не пользуются этими деньгами, это как очень долгосрочное инвестирование – более 5 лет, деньги оттуда не вынимаются, и эти компании зарабатывают совокупно стабильно каждый год более, чем 34 млн рублей. Тогда имеет смысл, конечно, рассмотреть вариант перехода на фиксированную прибыль КИК, учитывая ещё, что мы избавляемся от головной боли с подготовкой отчётности, с подачей её, переводом и т.д. Но стоит помнить о том, что при выплате дивидендов НДФЛ никуда не девается и налог фиксированный не зачитывается.

По возможности уплаты НДФЛ фиксированной прибыли КИК у меня всё. Перейдём к другим изменениям, здесь они более точечные.

Была уточнена норма КИК, а именно определение активной компании. А именно законодатель вспомнил, что помимо финансовых инструментов есть не только акции, но есть ещё и производные финансовые инструменты – деривативы, аукционы, форварды, фьючерсы. Их тоже включили в состав пассивных доходов для целей расчёта не превышения 20% в общей сумме доходов этих категорий доходов, простите за тавтологию. И теперь деривативы и доходы от них также попадают в пассивные доходы для целей определения льготы на активную кампанию – для целей теста, является ли ваша компания активной. Не забываем о том, что деривативы мы теперь тоже считаем в составе пассивных доходов.

Также было уточнено само понятие иностранного холдинга. Мы считаем, что оно было уточнено довольно логично. Если раньше, до принятия закона иностранной холдинговой компанией считалась компания, доля прямого участия контролирующего лица – российской организации… Здесь тоже важно, что иностранные холдинги, они не работают для физлиц, они работают наоборот только для российских организаций. Доля контролирующего лица должна быть больше, чем 75% в течение 1 года. То теперь к этому критерию добавились собственно холдинговые критерии о том, что такая организация, которая признается холдингом, она должна владеть хотя бы в одной иностранной организации не менее 50%, а также для участия ее в иных организациях должна составлять не менее 15%, и период владения опять же остаётся 365 дней. И все эти условия должны для иностранного холдинга выполняться одновременно.

Кроме этого, было уточнено определение активной иностранной холдинговой компании. Если ранее мы говорили о том, что активной иностранной холдинговой компанией признаётся та компания, доходы у которой отсутствуют или доля доходов от пассивной деятельности которой не превышает 5% по сравнению с 20% по активной компании, и при этом исключались дивиденды, которые были получены от активных компаний, то теперь для расчёта именно активного холдинга мы используем не только дивиденды, которые мы исключаем при определении размера доходов, не только дивиденды от активных иностранных компаний, но также дивиденда от банка, от эмитентов обращающихся организаций. То есть здесь был расширен список того, что мы не учитываем при определении размера доходов активного холдинга, если мы поддаёмся на льготу как активная иностранная холдинговая компания.

Аналогичные совершенно изменения были приняты в отношении субхолдингов, т.е. точно такое же холдинговое требование добавилось, что организация субхолдинг должна владеть по цепочке далее также иностранными организациями. То есть у нас получился такой «слоёный пирожок» из холдинга, иностранного субхолдинга, под которым дальше находятся ещё какие-то иностранные организации. По сути рассматривается как единый бизнес и должен облагаться как единый бизнес. Это совершенно логично. Это такой подход, который во многих странах также действует, и эти изменения, они кажутся скорее логичными дополнениями уже существующих норм.

Что ещё изменилось? Изменились сроки подачи уведомления, такие технические изменения. Теперь мы уведомления о КИК подаем не до 20 марта, а до 30 апреля вместе с декларацией 3-НДФЛ, если мы говорим о бенефициарах физических лицах. И совместно с уведомлением о КИК теперь обязательно нужно предоставлять финансовую отчётность, потому что вырос не только штраф за неподачу уведомления о КИК. Вырос он немного немало – в 5 раз, со 100 000 до 500 000. Теперь, если мы не предоставляем финансовую отчетность вместе с уведомлением, налоговая инспекция может выставить требование в течение 1 месяца надлежащим образом среагировать, отчётность предоставить. Если этой отчётности нет и предоставить нечего, штраф может быть 1 млн, совокупным это будет 1,5 млн рублей за неподготовленную отчетность, неподанное уведомление по одной компании – так по каждой компании.

Плюс налоговый орган может затребовать документы – финансовую отчётность, подтверждающую прибыль или даже убыток КИК, если мы говорим про убыточные компании. Или, если мы говорим про активные компании, то отчётность, подтверждающую, что мы можем применять льготу. Не важно, активную или по высокоэффективной ставке, всё равно отчётность нужно предоставлять. И запросить налоговый орган может за 3 года такую отчётность, так же как собственно в рамках проверки. Но увеличенные штрафы, как известно, ретроспективно применяться не будут, но тем не менее в отношении будущих периодов следует помнить, что за неподготовленную отчётность и за несвоевременное предоставление ее в налоговые органы штрафы теперь уже не такие мелочные, как были раньше. Теперь это не 100 000, а теперь они могут достигать 1,5 млн по каждой компании.

Собственно, это изменение, она сподвигло, наверное, последних пассажиров, которые ещё не задекларировались и не подали, всё-таки начать подавать уведомления о своих иностранных компаниях. Мы думали, что уже таких нет, но нет, всё-таки таких оказалось достаточно много, и уже сейчас, 2021 год, к нам приходит клиенты, которые говорят: «У меня КИК, я никогда о нём не уведомлял», хотя 5 лет уже мы занимаемся, собственно, декларированием КИК и всей сопутствующие историей.

Здесь я резюмировала сроки подачи уведомления о КИК и всей документации, связанной с КИК. Напомню, что если мы, например, в 2020 году учредили КИК, мы подаём в течении 3 месяцев уведомление об участии в иностранной организации, потом целый год компания работает, зарабатывает прибыль, в следующем году она составляет финансовую отчётность и может принять решение о распределении дивидендов либо дивиденды не выплачивать, и тогда датой признания прибыли КИК в составе прибыли контролирующего лица будет либо решение о распределении дивидендов – дата решения о распределении этой прибыли, либо конец года, следующего за периодом, когда эта прибыль была у компании заработана.

Соответственно, до 30 апреля теперь 2022 года мы должны будем подавать уведомления о КИК за 2021 налоговый период. Мы знаем, что 2020 финансовый год у КИК. До 30 апреля также декларация 3-НДФЛ. К счастью, мы все не так давно подали и выдохнули. И до 15 июля 2022 года также уплата НДФЛ, если мы говорим о физлицах.

И парочка ещё у меня маленьких точечных изменений осталась, которые я хотела подсветить. Снова-таки мы говорим сейчас, будем говорить о корректировках при расчёте прибыли КИК. Мы помним, что мы не учитываем сумму нереализованной переоценки и перечитываем прибыль/убыток от реализации ценных бумаг по обычным правилам. Опять законодатель вспоминает о том, что у нас не только есть финансовые инструменты прямые, скажем так – акции, облигации, а ещё у нас есть производные финансовые инструменты. Но тем не менее, учитывая их природу, что это краткосрочный инструмент, законодатель предлагает нам – даже не предлагает, обязывает нас – исключать корректировки суммы прибыли КИК на доходы от реализации или иного выбытия деривативов и производных финансовых инструментов. И здесь следует помнить о том, что у нас, когда мы считаем корректировки, мы отдельно их считаем по ценным бумагам, т.е. непроизводным финансовым инструментам, а отдельно мы считаем их по форвардам, фьючерсам, контрактам аукционным и т.д.

И последний момент не совсем касается КИК, касается в целом организаций, не только иностранных, но и российских, но он в этот закон тоже был включён, поэтому я в конце хотела о нём сказать. Очень позитивное и крайне логичное обновление законодательства: наконец, официально вклад в имущество был по сути приравнен к вкладу в капитал для целей налогов. Слава Богу, наконец-то написали об этом в кодексе. Потому что теперь можно официально уменьшать доход, полученный от продажи долей или акции Общества любого, российского или иностранного, либо при его ликвидации и выходе из состава участников, на сумму всех расходов, всех денежных средств, которые мы внесли не только в капитал Общества, но и в его имущество. Что для бизнеса по сути дало возможность быстро помогать своим дочерним организациям и при этом учитывать безопасно, без рисков дальше в составе расходов при, например, выходе из проекта или при продаже долей дочерней организации для целей расчета налоговой базы.

Раньше только судебная практика приравнивала вклад в имущество к вкладу в капитал для целей применения льгот по международным соглашениям, и теперь мы можем официально при выходе из организации учитывать в составе расходов не только вклад в капитал, но и вклад в имущество. И делать мы, налогоплательщики, это можем уже в отношении тех доходов, которые мы получили с начала этого года – с 1 января 2021 года.

Такое позитивное изменение. Мне кажется, оно даже может улучшить инвестиционную привлекательность в России, потому что для многих инвесторов такая гибкая возможность дофинансирования проектов и с дальнейшим учётом этих расходов при выходе из проекта, она является достаточно привлекательной опцией, и поэтому спасибо за такое позитивное изменение. Законодательство развивается, не стоит на месте, и мы надеемся, что будут всё-таки позитивные тренды, которые будут приводить к торжеству существа над формой не только в случаях, которые угодны налоговой инспекции, но и в тех случаях, когда это логично и удобно налогоплательщику тоже.

На этой позитивной ноте я бы хотела закончить. Коллеги, если есть какие-то вопросы, я с радостью на них отвечу.

Смотрите, читайте, критикуйте

Настоящий ресурс содержит материалы 16+