Региональные гарантийные фонды: барьеры развитию и источники роста -Темиргалиев Тимур, ГФ Татарстан

Спасибо Московскому фонду и организаторам сегодняшней конференции. Очень много полезной для нас информации мы получили, получаем. И правильно было подмечено...

Региональные гарантийные фонды: барьеры развитию и источники роста -Темиргалиев Тимур, ГФ Татарстан

04.04.2021

Коллеги, добрый день! Друзья! Очень много знакомых лиц, рад всех приветствовать, здесь видеть, на данные конференции. Главное, что все живы, здоровы. Это, наверное, самое важное, что можно подытожить в рамках этого форума. 

Спасибо Московскому фонду и организаторам сегодняшней конференции. Очень много полезной для нас информации мы получили, получаем. И правильно было подмечено, что, сейчас Москва выступила, рассказала о своих прогнозах, своем текущем состоянии, своем видении банковского сектора. И абсолютно верно, важно слышать мнение регионов, таких как Московская область, Татарстан.

И первичная цель моего выступление была рассказать, наверно, о РГО, вызовах гарантийной системе, но мне кажется, пользуясь площадкой, пользуясь трибуной, наверное, было бы интересно для всех послушать, как чувствует себя малый бизнес через региональную призму, это важно. Поэтому прошу следующий слайд.

Что касается корпоративного кредитования у нас в республике. В общем и целом, несмотря на пандемию и, наверное, региональную специфику, у нас объемы кредитования, т.е. объемы выдаваемых кредитов, за I полугодие удалось сохранить как по крупному бизнесу, так и по портфелю МСП. То есть по МСП у нас составляет сейчас за I полугодие 106,5 млрд рублей. Это плюс-минус эквивалентно показателям прошлого года. Конечно же, в марте-апреле было некое снижение в связи с пандемией, с ограничительными мерами, но уже в мае, уже начиная с первых чисел мая, рост пошел уже вверх по положительной плоскости.

Но важно отметить, что действующий портфель кредитов не увеличился, т.е. он у нас сохранился на докризисном уровне, на прошлогоднем уровне. С чем это связано? Как мы это интерпретируем? Во-первых, это говорит о том, что сохраняется рост неопределенности, сохраняется отсутствие четкого понимания со стороны как банков, так и бизнеса в будущем и, как следствие, как банки, так и предприниматели предпочитают сейчас кредитовать свою текущую задолженность либо рефинансировать свои текущие обязательства перед банками. Поэтому действующий портфель «корпората» в Татарстане составляет 655 млрд рублей за I полугодие.

Что будет дальше, конечно же, прогнозировать сложно. Почему? Потому что риск-аппетит банков снизился по отношению к заемщикам. Важно отметить, что требования к бизнесу со стороны кредитных организаций и со стороны институтов поддержки тоже увеличился. Поэтому здесь, конечно же, основополагающим фактором будет влияние пандемии, т.е. второй волны коронавируса, а также в общем и целом макроэкономическая ситуация – это нефтяные котировки, и курс рубля.

Тоже интересный для республики показатель, что просроченная задолженность по МСП, она у нас снизилась, но опять же, скорее всего, это не говорит о том, что качество субъектов МСП улучшилось или их оборот улучшается. Это говорит о том, что было много реструктуризаций и как раз-таки здесь это отложенная ситуация, которая, скорее всего, в следующем году… Уже сейчас ЦБ рекомендательные письма новые выпустил, до декабря, которые позволяют банкам реструктуризировать, пролонгировать их действующие обязательства. Поэтому мы ожидаем, что просрочка по МСП, в следующем году она как раз-таки будет более объективная. И, что правильно Антон Эдуардович сказал, когда все эти программы закончатся, тогда можно будет трезво оценивать, как себя чувствует бизнес, не только в России, но и у нас в республике.

Конечно же, важным фактором стабилизации ситуации и недопущения, так скажем, критической точки, это, мы признаем, были программы федеральные, это и программы ЦБ, т.е. реструктуризация, рекомендательные письма. Шаг навстречу банкам – это тоже важно, т.е. возможность не создавать дополнительные резервы. Это и программа министерства Экономического развития, в частности кредиты под 0% и кредиты, так называемые, на возобновление и сохранение, если я не ошибаюсь, рабочих мест под 2%. У нас в республике эти программы достаточно, на наш взгляд, хорошо были реализованы. Мы вошли в пятерку ведущих регионов по объемам выдачи в рамках льготных программ, в частности под 0% у нас более 1100 предпринимателей получили беспроцентных кредитов на сумму свыше 3 млрд рублей, а под 2% - это уже 6000 предпринимателей, более 6000 на сумму более 13,5 млрд рублей.

По реструктуризации тоже, в общем и целом, у нас достаточно большой объем предпринимателей получили поддержку со стороны банков в виде реструктуризированных кредитов. Это как и в рамках государственных программ реструктуризации, в рамках 106 Федерального Закона, так и по внутрибанковским программам. В общем и целом, более 2100 предпринимателей получили возможность реструктуризировать свои кредиты на сумму около 17 млрд рублей, т.е. тоже сумма достаточно большая для региона.

Важно отметить, тоже хочу подчеркнуть, что банки пошли навстречу бизнесу, это можно смело говорить, т.е. банки не отвернулись от бизнеса в самый сложный момент, создали свои собственные программы. И важно тоже отметить, что мы как правительство республики, мы как гарантийный фонд тоже инициировали создание оперативного штаба на уровне высшего руководства региона – это на уровне президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова. И по-прежнему каждый две недели на уровне президента мы собираем совещания очные, и также в режиме ВКС, где присутствуют все наши федеральные и региональные банковские игроки, присутствуют все общественные организации – это «Опора России», «Деловая Россия», отраслевые ассоциации. И, конечно же, мы раз в две недели приглашаем различных федеральных спикеров. У нас участвовал и Александр Арнольдович Браверман в данном совещании, и представитель ЦБ в виде господина Мамуты, и много-много других федеральных уже лиц, которые влияют на повестку малого и среднего бизнеса.

И как раз-таки важно отметить, что почему мы такие цифры смогли достигнуть и почему корпоративное кредитование, в общем и целом, сохранилось на стабильном уровне. Это то, что в рамках этих еженедельных, каждые две недели совещаний мы смогли в оперативном режиме реагировать на все запросы как бизнеса, так и банков. Это вопросы и с условиями программы беспроцентных кредитов, это и озабоченность банков. И здесь президент, он на личном контроле держит и по-прежнему держит все эти вопросы.

Что же касается нас как гарантийного фонда, то, несмотря на то, что нас коллеги с экспертного агентства оценивают как крупный фонд, стабильный фонд, мы все равно, я считаю, мы находимся на стадии роста, т.е. мы в этом году уже поддержали более 250 предпринимателей, предоставили им гарантии на сумму свыше 1 млрд 300 млн рублей, и тем самым помогли им привлечь более 5,5 млрд рублей кредитов. Для сравнения в прошлом году мы за весь год обеспечили 5 млрд рублей кредитов и поддержали 274 предпринимателя, т.е. мы активно растем, несмотря ни на какие трудности.

Тоже правильно подмечено, что интерес банков к региональным гарантийным организациям, он возрос, и мы здесь также в ответ полностью идем навстречу как и бизнесу, так и банкам. Также по всем кредитам, где мы были ранее поручителями, мы в автоматическом режиме все их пролонгировали в случае необходимости, если бизнесу нужна была реструктуризация, т.е. все инициативы, которые ведущими фондами страны были запущены, мы тоже это все у нас в республике делаем и продвигаем.

Также важно отметить, что с банками мы сотрудничаем как с федеральными, так и республиканскими банками. Нас как раз как республику отличает, конечно же, то, что у нас достаточно сильная региональная банковская система и свой государственный банк «Ак Барс Банк», который тоже достаточно активную позицию занял в период наиболее острых ограничительных мер.

Тоже представителем Торгово-промышленной палаты было обозначено то, что информированность бизнеса была и остается не на самом высоком уровне, и то, что требования у банков к бизнесу достаточно сложные и высокие. Мы здесь, так скажем, еще раз убедились в том, что наша инициатива, которую мы запустили в 2018 году – это Единый центр кредитования, по сути безвозмездный брокер по сопровождению кредитных заявок, он доказал свою эффективность, особенно в этом году. Почему? Потому что когда ввели ограничительные меры, когда запустили все эти федеральные, региональные меры поддержки, было очень много информации и очень много было вопросов со стороны бизнеса. Как получить реструктуризацию? Как доказать падение доходов? По каким оквэдам проходит, по каким не проходит? И как раз-таки Единый центр кредитования на базе гарантийного фонда, он как раз-таки и выполнял и выполняет роль такого связующего звена между пострадавшим бизнесом и банками.

Тоже что касается таких новых веяний, мы в прошлом году запустили первыми в России поручительство под кредиты, краудлендинговые кредиты на базе платформы «Поток». В этом году, в силу изменений федерального законодательства, мы его притормозили, но сейчас максимально возобновляем и тоже видим как раз-таки потенциал роста поручительств для всех, т.е. как для Татарстана, так и для других региональных гарантийных организаций, как раз-таки в запуске таких совместных проектов с альтернативными источниками и формами финансирования, в частности краудлендинг. Это, во-первых, количество. Может быть, это не придаст объем, но даст количество. Но самое главное, что это решает? Это решает как раз-таки проблему бизнеса в получении как раз-таки этих маленьких чеков, о которых говорили мои коллеги, т.е. 5 млн для банка это уже неинтересно, но как раз-таки такие платформы, они могут быть альтернативой.

Что касается будущего и что касается вызовов нашего фонда и системы в целом, то, конечно же, нам, особенно крупным фондам, очень важно сейчас также цифровизироваться. Это очень важно, входить в цифровые платформы как крупнейших федеральных банков, так и крупных региональных игроков, совершенствоваться над скоростью предоставление нашей поддержки. Но это возможно, только если мы будем интегрироваться уже с имеющимся технологическими разработками и наработками крупнейших банков.

Также сегодня слышал я про то, что хотят разрешить, дать выбор бизнесу использовать независимые гарантии в виде наших поручительств и гарантий РГО для участия в госзакупках и закупка по 223-ФЗ. Знаете, мое пожелание, уже где-то 3 года работаю директором нашего регионального фонда, 3 года я слышу это, то, что все хотят-хотят. Мой посыл, если тут присутствует по Зуму наши коллеги из федеральных ведомств, надо как-то немножко поактивнее это все делать. Потому что в 763 Приказ на протяжении более одного года у нас вносятся изменения, этот закон. Я понимаю, что это очень сложная материя, она требует достаточно серьезной проработки, но три года говорить об этом и не делать, не знаю. Учитывая, что мир меняется со скоростью света и мы не знаем, что будет через год, 3 года в сегодняшних реалиях – это не показатель эффективности. Поэтому призываю всех сотрудничать и максимально оперативно принимать федеральные законы, федеральные нормативы, для того чтобы мы уже на территории региона могли использовать все имеющиеся возможности для поддержки нашего бизнеса.

Что еще можно сказать? В общем и целом, что касается вызовов, как я уже сказал, мы не планируем убытков в следующем году, потому что мы на стадии роста. Также по выплатам, конечно же, у нас этот год увеличился, но все в пределах плана, т.е. мы все в пределах собственных доходов мы покрываем и планируем в следующем году также это наше правило сохранить.

На этом все, наверное. Буду рад ответить на вопросы. Учитывая, что пандемия, учитывая, что мы так редко встречаемся, поэтому я достаточно активен и наша организация и в социальных сетях, и на сайтах, поэтому если будут какие-то вопросы, то готов ответить, общаться и обсуждать будущее не только национальной гарантийной системы, но и динамику и развитие малого и среднего бизнеса. Спасибо.

Смотрите, читайте, критикуйте

Федеральная Антимонопольная Служба - ФАС России Честные закупки – борьба с расточительством и коррупцией в сфере госзакупок и закупок госкомпаний Общественная Организация Малого и Среднего Предпринимательства - Опора России
Настоящий ресурс содержит материалы 16+