Библиотеки, музеи, филармонии, театры, литература, художественное искусство – к ним сводятся представления людей о культуре. Но так ли всё просто? Культура меняет настроения общества, в том числе обеспечивает формирование ценностей, критически важных для функционирования государства. Её значение для развития российского общества недооценено. Именно поэтому на Московском экономическом форуме 2-3 апреля состоится сессия «Культурная среда и культурный код». Эксперты обсудят, кто сегодняшние лидеры молодёжи, на какие «ключи» стоит опираться, чтобы не потерять идентичность, какие первые шаги сделать для возвращения России культурного и цивилизационного лидерства. Накануне форума мы задали эти вопросы основателю, художественному руководителю «Нового театра», модератору сессии МЭФ Эдуарду Боякову.
Эдуард Владиславович, культура как ресурс развития России: банальный тезис или сложная реальность?
Научные и технологические открытия идут параллельно с культурным доминированием и символическими победами. Идеи и художественные образы лежат в подсознании человека и общества, только потом уже формируются привычки и осмысленная рефлексия. Вспомним исторические события. Более 100 лет назад женщины не имели избирательного права. Почему они его получили? Явно не по доброй воле политиков. На них повлияло давление общества, вдохновлённого великими книгами, романами, биографиями, сюжетами. Чиновникам пришлось лишь смириться с новым веянием. Термин «Ценности гражданского общества» появился не из научных разработок. Он рождён в революции, возникшей в молодежном движении 50-60-х годов под воздействием электронной и рок-музыки, изменившей отношение к семейным ценностям. Таким образом, перемены идут сначала от символов и идей, а потом приземляются в области политики и образования.
Культура – это огромный ресурс, сравнимый с атомной энергетикой. Несколько граммов плутония или урана заменяют танкеры нефти. Причём материальная и художественная культура всегда жили вместе. Что появилось первым: колесо или песня с ритуалами? Никто не скажет точно, ведь они рождены параллельно друг другу.
На Западе силу культуры осознали раньше. Весь XX век прошел под знаком применения «мягкой силы», моделирования социальных отношений, которые становились приоритетными. Человечество поголовно, разрушая культурные границы и барьеры, не обращая внимания на расы, захотело быть похожим на героев из Голливуда. Одри Хепберн и Джеймс Бонд известны от Сингапура до Бразилии, от Африки до Индонезии. Это породило огромный рынок. Люди желают покупать такую же одежду, ездить на таких же машинах, играть в те же спортивные игры, относиться к женщинам, семье, детям так же как и их кумиры.
Если Запад практически исчерпал ресурсы на этом поле (идет процесс деградации западного общества, потерявшего ориентиры), то Россия находится на пороге осознания огромных перспектив и конкурентных преимуществ, которые у нее есть. В XIX и XX веках наша страна была в авангарде культурного и цивилизационного процесса. И сегодня важно развивать креативные индустрии, чтобы быть конкурентными на рынке символического капитала.
В сегодняшней экономике у культуры - ведущая роль. Это обусловлено развитием интернета и маркетинга, а также переходом к экономии природных ресурсов, ограниченность которых всё более очевидна.
Кто такой современный герой? Чей образ должен стать ориентиром для нового поколения?
Современный герой – это человек сегодняшнего дня, обладающий большим талантом адаптироваться к актуальной повестке. Например, им не может быть тот, кто носит одежду только XIX века и слушает музыку исключительно наших предков. Он должен быть ультрасовременным, так как мы живем в мире высокой конкуренции. Но! Новизне обязательно нужна вторая половинка. Сравнимо с отношениями мужчины и женщины: только в разнополой паре рождаются дети. Так и здесь: неотъемлема связь с корнями, без них в погоне за новыми формами общество обречено. Сегодня мы это наблюдаем на Западе.
Инновационность, игра на опережение, прогрессивизм, когда каждое следующее поколение априори должно быть лучше предыдущего, – это ошибка, путь в ад. Что только не разрешали на Западе, какие только наркотики не легализовывали? В Америке в 1,5 раза больше людей зависимых от антидепрессантов. Это же бесовщина. Так можно дойти до страшных вещей. Если бы в моей молодости сказали, что вся Европа проголосует за однополые браки, я не поверил бы. А сегодня мы живем в этой реальности. Люди готовы менять пол, внедрять в себя чипы. Расширение границ трансгуманизма разрушает весь уклад человечества, который формировался тысячелетиями.
В этом отношении герой не может представлять собой человека, исключительно озабоченного поиском новизны, это ошибка, в том числе современного искусства. Давайте представим художника, который рисует кровью или радиоактивной краской, сидя под стеклянным куполом, или режет себе вены, лишь бы найти новую, неординарную форму самовыражения. В то же время никто из них не в состоянии будет приблизиться к мастерам эпохи возрождения. Эти умения утеряны, или почти утеряны. Картины классиков не нуждаются в комментариях и обсуждениях. Когда смотришь на них, то ныряешь в глубину. Чего мы не можем сказать о современном искусстве. Поэтому современному герою нужно чувствовать связь с землей, историей, предками. Это история вечного традиционного архетипа. Обстоятельства меняются, а стержень остаётся. Тогда получаем и новизну, и остаемся в рамках традиции.
Какие культурные «ключи» и ценности в текущей ситуации наиболее актуальны для продвижения в обществе?
Семья – вот культурный ключ. Верность своей Родине, истории, традиции. Религиозная традиция – важнейшая – без неё не существует здорового общества.
Ужасаясь американской реальности, мы забываем, что она как страна возникла в результате религиозного раскола, поиска радикальной ветви протестантизма. Несогласные выбирали землю для обитания, где могли бы применить новые правила. Отсюда возникла толерантность и демократия. Европейцы не могли получить достаточной свободы, поэтому уезжали за океан, рвали отношения с традицией. В конечном счёте, это и стало их религией.
Ценности православной культуры безоговорочные. Мы единственная цивилизация, которая знает с точностью год появления алфавита. В этом отношении православный мир, возникший под византийским влиянием в 9 веке, никуда не делся. Мы часть его. Даже дипломатические отношения с Китаем развивались через монастыри, выполнявшие функции и крепостей, и культурных миссий. Через них осваивался Русский Север.
Семья и вера – это главные культурной ценности. И этому должен соответствовать современный герой, на этом нужно строить современные сюжеты кино, книг и театральных спектаклей.
Что может стать Центром русской культуры, нужен ли он в целом при многополярности взглядов и культурных течений для российского общества?
Когда вы приезжаете в Иран, вам никто не запрещает пойти в православный храм. В Турции никто не накажет и не ущемит в правах человека, принадлежащего к лону константинопольской церкви. При этом вы будете осознавать, что вы находитесь в мусульманской стране. Также и у нас. Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Это прекрасно. Испокон веков мы умели жить с разными народами и не позволяли себе того, что сделали американцы по отношению к индейцам. Мы не воевали с малыми народами, а приглашали их в свою культуру. В результате они сражались за русского царя.
Мы великая цивилизация. А эстонский человек, например, не может о себе такое сказать, ведь есть эстонская культура, но не цивилизация. Не нужно говорить о веротерпимости. Это разговоры тех людей, которые не чувствуют своих корней. Кружок йоги не дает свободы от многовековой русской традиции. Практики йоги получатся у индуса, но не у русского, так как он априори не может в себя впитать тысячелетнюю историю индуской культуры. Также как и русский ребёнок не заснёт под эскимосские колыбельные, а под русскую заснет. Энергия, вибрация, правильный образ, посыл, материнское дыхание, которые человек запоминает с первых месяцев, проносятся через всю его сознательную жизнь и передаются от одного поколения к другому – вот, что важно.
Как можно улучшить культурную среду в России, что нужно сделать?
Начать описание культурной среды, создать культурный паспорт субъектов федерации. Сегодня подобного нет. Есть ведомственный подход, согласно которому органы управления получают статистику от структурных учреждений. Так филармония подчиняется Министерству культуры. Но культура это же не только музыка, кино и театры, но и дизайн, парки, городская среда. Все эти области надо объединить и описать.
Прежде чем говорить о шагах в культурных традициях, надо сначала изучить почву, пространство и только потом что-то строить, реформировать и внедрять. По аналогии с врачебной деятельностью: сначала доктор обследует человека, потом на основе анализов ставит диагноз и только затем лечит. Тут также. Мы пока не понимаем свою почву, не чувствуем ее. Русские люди фрустрированы, закомплексованы, обижены. Россия – это уже не так великая страна, что была в XIX и XX веках, и мы боимся себе в этом признаться. А признаться надо, чтобы быстрее вернуть лидирующие позиции. Для этого есть все.
Должны появиться соответствующие культурные институции, исследовательские лаборатории, научные центры. В России должен появиться свой институт репутаций, с мировым именем. За премиями «Оскар», «Грэмми» следит весь мир. Кто-то плюется, кто-то восхищается ими. А американцы не знают наших звезд. Поэтому мы проигрываем, когда говорим о политической и цивилизационной независимости.
Какие вопросы будут обсуждаться на сессии?
Форум – не лаборатория и не конструкторское бюро, это площадка для дискуссии. Успех сессии связан со здоровой публицистичностью. Никому не нужны цифры и формулы из 15-минутных докладов. Важны тезисы, идеи, которые каждый раз надо повторять.
Культура – это огромный ресурс, который Россия не использует. У нас нет мониторинга культурной среды. Не осмыслено влияние и взаимодействие библиотек, музеев, театров и прочего с другими сферами деятельности человека. Только ответив на эти вопросы, мы поймём, что такое культура 21 века.
Достаточно вспомнить русский Серебряный век – это Фёдор Шехтель, Иван Билибин, Пётр Чайковский, в то же время это независимый художественный театр МХАТ. Диалог светской и религиозной философии развивался параллельно. Нам надо вернуться к прошлому опыту, взять с него пример и действовать.
Какова значимость форума, что пожелаете организаторам и в целом мероприятию?
Форум должен поставить культурные вопросы со всей остротой. Ведь сейчас важно искать не ответы, а именно вопросы, предъявленные современной цивилизационной повесткой. Особенно важно, что экспертное сообщество обсуждает культуру на экономическом форуме. Это означает, что в обществе формируется осознание их взаимосвязи.
Всех неравнодушных приглашаем принять участие в Московском экономическом форуме, который состоится 2 – 3 апреля. Регистрация по ссылке