В регионах ответственные за нормальное содержимое тарелок в школьных и детсадовских столовых провели эксперимент: пытались топить масло, приобретенное на госзакупках, в кипятке, чтобы вывести горе-поставщиков на чистую воду. А в Госдуме тем временем предложили активнее развивать пришкольные огороды: вырастил морковку после урока геометрии – вот тебе и обед.
А что тем временем будут есть наши дети?
Заморозку и консервы, констатировала госпожа Останина. Закон 44-ФЗ, который у нас в стране регулирует процедуру госзакупок, многим руководителям этих самых учреждений попортил немало крови. К примеру, есть у вас в районе один-единственный производитель яиц. Хорошие, фермерские, крупные яйца от довольных несушек на вольном выгуле. Сами бы ели, да детям надо. Так вот именно детям эти самые местные яйца и не перепадут, потому что добропорядочный фермер классифицируется законодательством как единственный поставщик. И для него законом установлен потолок – 600 тысяч рублей. Если школа, больница или детский лагерь хочет яйца купить на 600 тысяч 1 рубль, придется создавать конкурентную среду и искать как минимум второго участника торгов.
Этот самый «второй» непременно явится, уронит цену и моментально станет первым. Демпинг – главная головная боль руководителей муниципалитетов и непосредственных получателей продуктов для детского меню – школ, детских садов, лагерей и медучреждений. 44-й ФЗ построен таким образом, что во главу угла поставлена цена. Кто ниже предложил, тот и забрал госконтракт.
На месте условных фермерских яиц может быть что угодно другое: мясо, свежие огурцы, творог, яблоки, печенье. Не во всех регионах местные производители этой продукции есть в принципе. Но и там, где есть, их обгоняют поставщики привозных «пластиковых» овощей и молочки, к созданию которой корова не имеет никакого отношения.
Иной раз стоимость детской тарелки с завтраком или обедом поставщики умудряются снизить вдвое, посетовали участники заседания рабочей группы, которое состоялось в среду на площадке семейного комитета нижней палаты. В законе, разумеется, принцип «кто дешевле, тот и выиграл» выглядит не так грубо: представители кабмина объяснили депутатам, что самая низкая цена – это не вообще самая низкая Бог знает за какие продукты, а самая низкая за продукты с заданными заказчиками параметрами качества.
На деле же победа на торгах зачастую достается недобросовестным конторам, которые «химичат» с качеством продукции, а иной раз и вовсе прибегают к серым схемам, выдавая один товар за другой.
Процедуры госзакупок питания для детских учреждений длительны и заорганизованы, подчеркнула Останина. Это создает проблемы как для заказчиков, так и для поставщиков, которые готовы отгружать свежую и качественную продукцию.
