КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Права и искусство неразрывно связаны
«Искусство — элемент культуры. И право —
элемент культуры. Я даже считаю, что нет никакого права, есть постоянная борьба
за право. <…> Я мечтаю о большой государственной выставке, посвященной
праву. Ни одной такой выставки не было. <…> Мы начали работать с музеями
специально для подготовки материалов и концепции к такой выставке», —
управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев.
«Государства бы не было, если бы не было
правовых норм. <…> Право и искусство неразлучно идут
друг за другом. <…> Право — это когда человечество само устанавливает для
себя ряд ограничений, вводит баланс прав и обязанностей. Право — это искусство»,
— статс-секретарь — заместитель Министра юстиции Российской Федерации Андрей
Логинов.
«Право —
консервативная вещь, которая всегда немного отстает от технологического
процесса, от современных технологий. Благодаря искусству и тем вопросам,
которыми задаются деятели искусства, создавая фильмы и сериалы, мы понимаем,
какие проблемы есть в обществе и что еще, может быть, не так урегулировано, как
это того требует», — партнер практики частных клиентов, адвокат Адвокатского
бюро «S&K Вертикаль» Юлия Андреева.
«Право и искусство могут соотноситься
по-разному. Иногда право — это
декорация для сюжета, а иногда —
основа сюжета», — декан факультета права Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики» Вадим Виноградов.
ПРОБЛЕМЫ
Низкий уровень правового образования
«Правовое образование — на низком уровне. <…> Люди не верят в
право, они верят в понятия. <…> Клише в российском обществе – что… у нас
закон появился 30 лет назад», — писатель, сценарист Андрей Цыпкин.
«Мы переживаем всплеск суматохи с
искусственным интеллектом. Страшно представить, что будет, если туда начнут
“скармливать” правовую информацию… в несистематизированном, нелогичном,
противоречивом виде. Страшно представить, что будет этот искусственный
интеллект выдавать и как огромное количество юристов будет с этим соглашаться.
Это приведет нас на очень опасную дорогу», — заместитель Министра юстиции
Российской Федерации Андрей Логинов.
«В большинстве фильмов, которые были
сняты в советское время, очень четко отражали юридические процессы, проводилась
большая консультация. <…> Все советское поколение воспитывалась на том,
что есть честные неподкупные судьи. <…> С 1990-х годов ситуация резко
изменилась… появилась другая визуализация права, где уже не стоял вопрос,
поставленный братьями Вайнерами. <…> Никаких моральных вопросов не было», — генеральный директор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков.
РЕШЕНИЯ
Взаимодействие в совместных проектах, популяризация правового подхода к
созданию искусства
«Когда ты помещаешь право в интересную
сюжетную историю, то люди начинают задумываться. <…> Право может
формировать будущее. <…> Что бы я хотел от юристов, по возможности…
делитесь интересными кейсами. <…> Сюжетов не хватает», — писатель,
сценарист Андрей Цыпкин.
«Уголовный кодекс… лег в основу
создания самых ярких произведений советского кино. <…> В 1990-х… мы
видели огромное количество сериалов… что отражало специфику того времени, людям
было очень интересно смотреть те самые знакомые сюжеты, с которыми они,
возможно, сталкивались самостоятельно. Сейчас мы перешли на другой уровень — мы
видим те самые сериалы… в которых используются современные методы, с помощью
которых расследуются преступления и в ином свете преподносятся участники
уголовного судопроизводства», — партнер практики
частных клиентов, адвокат Адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Юлия Андреева.
«Совершенно необязательно… чтобы сценарист
шел строго по букве закона и всех правил… чтобы все было по уставу внутренней
службы… но это должно быть с пониманием, как это происходит на самом деле.
Тогда возникают интересные сюжеты», — ректор ФГБОУ ВО «Российский институт
театрального искусства —
ГИТИС» Григорий Заславский.
«Помимо своей правовой работы, мы можем
кое-что сделать для развития правовой культуры. <…> Дружите с музеями, с
театрами. Они дают очень много интересных бизнес-, маркетинговых, клиентских
возможностей», — управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп»
Сергей Пепеляев.
«Знание правовых норм, логики, принципов
права дает возможность сделать интересный сюжет. <…> Знание права также
можно использовать, чтобы моделировать будущее, пусть и в фантазийном,
творческом плане», — декан факультета права Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики» Вадим Виноградов.
Подробнее читайте в
Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс