Масштаб послевоенных восстановительных работ в Ленинграде, сейчас, спустя 80 лет, кажется невероятным.
- Нанесенный ущерб составлял около 25% стоимости основных фондов города, - Общие утраты зданий - 4.5 млн. м2 - Утраты жилой площади - 2.8 млн. м2 - что больше построенного жилья за все сталинские пятилетки (2.13 млн м2)
Уже к июлю 1948 года городской жилой фонд был почти восстановлен - возведено 2.36 млн м2 жилья (“Архитектура Ленинграда” 1948, 3).
И за те же три года восстанавливается - точнее, реставрируется и реконструируется центр, и в первую очередь - Невский проспект. Кажется, за всю историю города это была единственная комплексная работа над проспектом, где власти и архитекторы сошлись в понимании ценности Невского как единого ансамбля.
Сухие цифры на 1948 год приведены в статье Я. Рубанчика “Восстановление Невского проспекта” ("АЛ", 1948 год):
“Общая площадь всех фасадов, выходящих на Невский проспект, составляла 175 000 м2, из коих отремонтировано было 120 000 м2”. Какая работа стоит за этими "квадратными метрами" - стоит посмотреть внимательней.
Верится с трудом, но некоторые здания строились на месте разрушенных по новым проектам, улучшая градостроительное восприятие пространства. Например, дом на углу Малой Морской, 4 (Б. Рубаненко, И. Фомин)
Многим зданиям при научной реставрации возвращался первоначальный облик. Имено тогда Гостиному двор вновь обрёл свой первый фасад Деламота - взамен необароккко Альберта Бенуа. Сегодня это было бы почти невозможно - методы удаления “напластований” и возврат к давно утраченному облику противоречат Венецианской хартии. В целом Невский проспект стал более "классичным" - эклектика, как "буржуазный стиль", была не в чести, да и авторитету архитектора больше доверяли - все новые архитектурные решения умело отрисованы и убедительны.
В те же годы на проспекте появилась более жизнерадостная цветовая гамма: например, перекрёсток Невского и набережной Мойки (ленинградцы помнят), и бело-зеленая расцветка Строгановского дворца (теперь вдруг розовая, как и у здания напротив).
А вот пожалуй, самое атмосферное новшество на Невском, из статьи Рубанчика:
“Не забыт и ночной Невский. Он освещен расточительно-роскошно: без особых усилий читаешь "Вечерний Ленинград" на щитках домов и скверов”.
На фото - как это было в 1945.