Росстат сообщил данные по промпроизводству – и они показывают, что РФ-экономика все сильнее разделяется на две части
Промышленность начала тормозить • Февраль 2025: рост всего 0,2% г/г (минимум за 2 года) против 4-8% в докризисные периоды •Сезонно скорректированные данные: после январского сокращения на - 3,3% мизерное восстановление на 0,4% •Накопленная динамика: o -С августа 2024: 0,4% за 6 месяцев •К маю 2024: -0,7% •За 5 лет (к 2020-му) промышленность выросла на 10,9%, но весь рост — за счет 2022–2024 гг. Ключевой вывод: Февральский "рост" 2025 года — статистический артефакт. Скорее всего мы уже имеем дело с затяжной стагнацией (ЦБ предупреждал о таком сценарии в «Основах ДКП на 2025г») прикрытой правительственными заказами. И, если бы не рывок в начале 2024-го, цифры были бы ещё хуже.
Отрасли: кто в плюсе, а кто нет Обрабатывающая промышленность: — 3,5% г/г в феврале, 25% к февралю 2020-го — но рост замедляется. — За последние 3 месяца — 8,9% г/г, но без сезонности — 2% с мая 2024.
Добыча полезных ископаемых:
— -4,8% г/г в феврале — худший показатель с 2021 года. — -6% к февралю 2022, -7,5% к 2020-му. — За 5 лет — нулевой рост (уровень 2018 года).
Электроэнергетика: — -3,2% г/г в феврале, 9,6% к 2020-му, но -4,3% за последние 3 месяца.
Получается, что В плюсе только те, кто получает бюджетное финансирование, либо берет кредиты с учетом бюджетного финансирования (последнее даже важнее): — Металлоизделия (22,5% г/г). — Электроника (17%). —"Прочий транспорт" ( 33,6%). — Лекарства (4,3%)
А всё, что в бОльшей степени финансируется «конечными потребителями» — в минусе: — Автопром (-1,5% г/г). — Кожевенная промышленность (-24,5%). — Полиграфия (-7%). — Строительные материалы (-3,1%).
И РФ экономика теперь делится на две части: •"то, что оплачивается правительством (или кредитуется под правительственные гарантии» — растёт. (это примерно одна треть экономики) •"Всё остальное" — стагнирует или уже сокращается
Дальше может быть интересно – по статистике двух месяцев судить еще рано, но на поверхности лежит вывод, что «производственная часть экономики», оплачиваемая правительством может расти за счет замедления «другой экономики». Собственно, в этом суть структурной трансформации, анонсированной три года назад – в условиях дефицита ресурсов, и роста непроизводительных расходов, одна часть экономики будет развиваться за счет другой части, а правительство будет этот процесс регулировать
Тут есть тонкий момент – пока нельзя говорить, что одна часть экономики уже съела «другую» - если бы это было так, то мы бы увидели серьезное снижение объемов потребления – а мы его не видим. Да, потребление перераспределилось, значительные группы населения стали жить ощутимо хуже (снизились качество и ассортимент товаров, выросли цены), но другие социальные группы свое потребление улучшили – по сравнению с тем, на каком уровне они жили раньше. В среднем по экономике – то на то и вышло. Но, это еще и значит, что значительного перераспределения ресурсов от «потребления» к «производству» пока не произошло. (Импорт, кстати, не вырос и не сократился, считая в долларах. Импорта меньше, ассортимент и качество – ниже, цены выше, но витрины, в общем, выглядят «как и раньше»).
Тогда за счет чего выросло «правительственное производство»? Догрузили старые производственные мощности, запустили работу в две смены, расконсервировали старое оборудование, пустили в дело запасы, копившиеся много лет. Но никакого технологического роста производительности не произошло – если бы он был – то мы бы не видели такого дефицита кадров, хотя бы.
Но, если «обрабатывающая промышленность» уже исчерпала потенциал роста производительности, то продолжать «наращивать выпуск» она сможет уже только за счет сокращения «потребительской экономики». Собственно, ограничителем такого потребления работает инфляция. И, если она не остановится – это будет свидетельствовать, что ресурсы пошли «в обработку» с ускорением.