Каковы "слабые места" в электронной системе госзаказа? Как и где больше всего воруют? Именно об этом рассказывает Никита Корнеев, руководитель отдела экспертизы законодательства электронной площадки "ЕЭТП" в своем блоге на площадке для общения специалистов из сферы IT. Мы собрали краткую выжимку из его статьи о том, какие именно нарушения в сфере электронных закупок случаются чаще всего.
Один из видов махинаций - махинации с начальной максимальной ценой контракта. Заказчик должен выставить начальную цену для старта торгов "вниз". При этом он должен сформулировать ТЗ так, чтобы в аукционе приняло участие как можно больше поставщиков с подходящим товаром. Слишком жесткие критерии отбора в ТЗ - и участников будет мало, слишком мягкие - и среди участников аукциона будут и те, кто подходит не под все нужды заказчика.
При этом эффективность прошедших торгов измеряется в том, насколько сильное падение цены на контракт произошло в торгах. Следовательно, в интересах заказчиков посильнее завысить НМЦК. В этом заказчику помогает тот факт, что самый популярный и простой способ выяснить рыночную цену на необходимый товар или услугу - это мониторинг рынка через запрос коммерческих предложений, которые очень легко могут быть сфальсифицированы.
Также завышение цены - явный маркер коррупции, поскольку в неё закладывается коррупционная маржа.
Ещё одна проблема - картельный сговор участников рынка, которые координируются для участия в тендере. Поскольку формы аффилированности на этом рынке запрещены, работники информационной безопасности и IT-специалисты компаний организуют информационную инфраструктуру таким образом, чтобы можно было быстро уничтожить все данные с компьютеров в случае внезапного визита компетентных органов.
Защититься от сговора на тендере можно информационной открытостью и доступностью тендера - чем больше участников, тем сложнее организовать картель.
Очередная проблема - это составление технического задания закупки. С одной стороны, добросовестный заказчик хочет получить необходимый товар, и поэтому составляет его подробно, с другой - недобросовестный будет составлять его подробно, чтобы отсечь лишних участников.
А может быть и ещё один вариант: заказчик идёт к компетентному поставщику, с которым и совместно составляет корректное ТЗ. Разумеется, при этом поставщик составляет его так, чтобы подходить под параметры. Заказчик отдаёт ТЗ своему юристу, тот проверяет корректность, а затем оно попадает в тендер.
В целом, по словам Никиты Корнеева, завышение требований регулярно происходит из-за неопытности заказчика, и в этом нет доказанной коррупционной составляющей.
Всё чаще происходят DDoS-атаки на электронные площадки - это новый вид попытки сорвать проведение аукциона. В ходе этих хакерских атак злоумышленники заваливают торговую систему и сайт площадки таким огромным количеством запросов с разных IP-адресов, что серверы становятся недоступными для пользователей. Системы виснут, и участники торгов не могут подать свои заявки или ценовые предложения.
Из-за особенностей законодательства ЭТП не имеют права ставить классическую защиту от таких атак. Они обязаны допускать каждого пользователя на площадку, а и любой отсечённый запрос к площадке - нарушение закона. Потому реализуются другие технические решения.